АА срабатывает, если, слушая истории других алкоголиков, я говорю: «Да, я такая же!»
Смотрю на данный момент популярный сериал Netflix «Олененок» (Baby Reindeer) и думаю о том, в какие неприятности можно угодить в погоне за признанием. Это будто насадить себя на крючок вместо наживки и броситься в воду, где плавает черт знает что. Признание от кого-то «из вне» для меня было настолько важно, что ради этого я предавала свои ценности, друзей, Бога, себя.
Например, как-то в начале трезвости я ходила нести весть в токсикологическое отделение больницы Гайльэзерс. В одной из палат в гордом одиночестве лежал мужчина внушительных размеров. Когда мы представились Анонимными Алкоголиками, этот мужчина начал от нас отмахиваться. Ему не нужна никакая помощь и ему все о нас понятно. Нечего тратить время зря. Заметила, что на столике рядом с его кроватью лежал сборник рассказов Эрнеста Хемингуэя. Сам мужчина тоже напоминал Хемингуэя, обросший бородой, хмурый и гордый. Завела с ним разговор о Хемингуэе. И на момент мы нашли общий язык. В его глазах я видела признание, интерес, у меня получилось за что-то зацепиться. Хемингуэй отличная наживка, чтобы перейти на разговор о вреде алкоголизма. Что я и сделала, и мужчина нас больше не выгонял из палаты. Он даже немного посмеялся над какой-то шуткой из истории моего употребления. Мне показалось, что он хорошо зацепился за крючок. Но на самом деле это я зацепилась. Не знаю – было ли это внешнее сходство с моим писательским авторитетом, Хемингуэем, или изначальная неприступность этого человека, которую мне удалось на мгновение преодолеть, но почему-то мне стало важно удержать внимание этого незнакомца, его признание. Он стал моим авторитетом. Авторитетом, который лежал в памперсе в палате токсикологического отделения. То есть, скорее всего, был подобран на улице в крайне неадекватном состоянии. В какой-то момент он прервал нас, сказал спасибо за развлечение, что наши истории интересны, но ему никакое АА не может помочь. Он знает, что АА – это о Боге, а он не верит в Бога и точка.
На что я ответила: «Это глупости! АА не имеет никакого отношения к Богу».
Я продала АА и Бога за признание со стороны совершенно незнакомого человека. То есть – была готова продать. Сделка не состоялась. Через минуту я вышла из палаты и больше этого мужчину никогда не видела.
Бесспорно, жажда признания мне пошла и на пользу, например, в учёбе и в работе, когда, за оценку повыше, похвалы начальника или клиента, я могла работать без передышки, выходных, игнорируя свои потребности и интересы. Конечно, такая самоотдача приносила хорошие результаты. Но точно так же алкоголь какое-то время шел мне на пользу – в общественной жизни. До тех пор, пока он не стал моим злейшим врагом.
Причина, по которой я и мне подобные так жаждем внешнего признания, конечно, не является секретом для психологов. Это раскрывает и главный герой «Олененка» в импровизированной исповеди Пятого Шага, которую он реализовал в месте, которое, вероятно, авторы Большой Книги и представить себе не могли – перед полным залом в финале конкурса стендап-комиков. Причина в непринятии себя. Ненависть к себе.
Неважно, откуда эта ненависть к себе. Неважно, почему мы пили. Важно, что решение есть.
Ответ не в признании, а в принятии. Признание, похвалы, комплименты и даже поклонение в меня можно заливать еще и еще, так же как и алкоголь, и мне никогда не будет достаточно. Потому что в глубине души я уверена, что этого не заслуживаю. Но как только я принимаю свою слабость, свою человечность, свои ошибки, начинается выздоровление.
В книге «Двенадцать Шагов и Двенадцать Традиций» написано: «Нам известно, что успехов добиваются только те алкоголики, присоединившиеся к АА, которые осознали свою ужасающую слабость и все её последствия. Пока в этом вопросе алкоголик не познает смирение, его трезвость будет ненадежной. Он не найдет настоящего счастья. Таков один из выводов, к которому пришло Сообщество АА, доказанный опытом большого числа людей» (с. 27).
АА не работает, если мне кажется, что я то не допилась как «те там». АА не работает пока я думаю, что умнее других и придумаю свой рецепт, как не пить. АА не работает и тогда, когда продолжаю себя принижать – у меня более тяжелый случай, у меня была более тяжелая жизнь, чем у вас, мне больше лет, у меня меньше денег, у меня больше всех проблем в мире. АА не работает, пока я продолжаю искать различия между собой и другими.
АА срабатывает, если я идентифицируюсь. Если, слушая истории других алкоголиков, я говорю: «Да, это про меня. Я такая же».
Важным поворотным моментом в моей трезвости стало женское собрание АА солнечным весенним днем 2018 года, когда было принято решение возобновить Женскую группу АА. Сама не понимаю, что я там делала, потому что на тот момент, в первый год трезвости, мое отношение к женщинам было все еще довольно презрительным. Помню, как сидела среди собравшихся алкоголичек и думала, что моя жизнь закончилась. Ни одного мужчины, одни бабы! Позже я заметила такое же отношение у своей подопечной, которая говорила, что не хочет идти на Женское собрание слушать «бабские причитания». (Следует отметить, что сейчас она организует Женский слёт АА). Будто против своей воли я все же начала регулярно посещать собрания Женской группы. Я проглотила наживку Высшей Силы и поняла, что такая же, как и другие женщины, я чувствую так же, мне бывает так же больно, я пила так же и выздоравливаю так же. Кроме того, я увидела, какие женщины классные! И если такие они, то и я такая же! Ненависть растворилась в принятии.
Дебора
Если ты являешься членом АА и тебе понравилась эта статья, мы будем благодарны за пожертвование. Информацию об этом можно найти на сайте aavinoga.org в разделе «Пожертвования». Деньги будут использованы для подписки на сайт и платформу SoundCloud. Пожертвования от других читателей, а также новичков не приветствуются.
Comments